Как правильно повторять, чтобы не забыть

Как правильно повторять, чтобы не забыть

В памяти хранится значительно большее количество информации, чем та, которая доступна воспроизведению. По этому признаку выделяют память актуальную (информация, доступная воспроизведению) и память латентную (то, что содержится в памяти в латентном, то есть скрытом виде). 

Немецким психологом Эббингаузом был открыт “Эффект края”, который гласит, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

Например, если вам надо заучить ряд, состоящий из 20 слов (или ряд любых других элементов), то элементы, расположенные в начале и в конце ряда, запоминаются лучше, чем элементы, находящиеся в середине.

Также этим ученым была открыта кривая забывания. Для этого психологом был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например бов, гис, лоч и т. п.)

В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой в том, что для эффективного запоминания необходимо повторение заученного материала по определенной схеме.

Эббингауз рекомендовал следующую.

Если есть два дня на запоминание (Например, публичное выступление, презентация, поздравление на свадьбе, на юбилее и т.д.)

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20 минут после первого повторения;

третье повторение — через 8 часов после второго;

четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

Если нужно помнить информацию очень долго (Например, стихотворение, тост, цитата, аффоризм)

первое повторение — сразу по окончании чтения;

второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

третье повторение — через 1 день после второго;

четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;

пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения

Эббингауз установил еще ряд закономерностей:

  • осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее

  • с увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.

  • заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. То есть эффективнее учить стихотворение в целом, чем по отдельным частям.

  • если испытуемый знает, что выученный материал ему пригодится, он запоминает его лучше.

Учитывайте эти особенности, повторяйте согласно данной схеме и наслаждайтесь работой вашей памяти. Успехов!